Редактор: Алевтина Пенкальская
IPO: Зачем компании выходить на Московскую биржу?
Что такое IPO?
IPO (первичное публичное размещение акций) — это процесс, при котором компания впервые предлагает свои акции для покупки широкому кругу инвесторов через фондовую биржу. Проще говоря, компания выставляет свои акции на бирже, и любой желающий может их приобрести, будь то частный или институциональный инвестор.
Перед IPO компания и организаторы выбирают способ определения цены размещения. Часто используют книгу заявок: объявляют диапазон, инвесторы подают заявки с желаемой ценой и количеством акций. Итоговая цена и распределение акций зависят от полученных заявок, после чего бумаги начинают торговаться на бирже.
Стоимость акций после IPO формируется рынком и зависит от соотношения спроса и предложения. На нее влияют не только финансовые показатели компании, но и общее состояние рынка.
Сколько российских компаний вышли на биржу?
С 2022 года 22 компании провели IPO в России. Еще 20 потенциальных эмитентов, по оценке Московской биржи, сейчас планируют IPO и находятся на разных стадиях подготовки.
«Инвесторам сейчас интересны все те же компании, что и раньше: растущие, прибыльные, платящие дивиденды, без большого долга, по разумной цене. Технологичные компании — одни из немногих, имеющих потенциал хорошего роста бизнеса на горизонте нескольких лет», — обращают внимание на площадке.
Всего на Московской бирже сейчас торгуются акции 211 компаний из разных секторов экономики. На конец августа 2025 года их капитализация превышала 54 трлн рублей.
Информацию о проведенных IPO можно узнать на сайте Московской биржи.
Зачем компании выходят на биржу?
Выход на IPO — это важный этап развития компании, который открывает доступ к новым возможностям и финансированию. Он нужен, когда требуется привлечь капитал для роста, расширения бизнеса, выхода на новые рынки, адаптации к изменениям либо же изменения статуса актива с неликвидного на ликвидный. Основные задачи, которые компании решают, размещая свои акции на бирже:
- привлечение капитала для развития
Выход на IPO дает возможность получить значительные финансовые ресурсы. Привлеченные средства могут быть направлены на расширение производства, модернизацию оборудования; - повышение узнаваемости среди инвесторов и контрагентов
IPO привлекает внимание аналитиков, СМИ и инвесторов, что может способствовать росту узнаваемости бренда и укреплению имиджа компании; - инструмент для будущих сделок и роста
Публичные акции могут использоваться для сделок по слияниям и поглощениям, а также для привлечения стратегических партнеров; - создание ликвидности для акционеров и сотрудников
Иногда текущие акционеры хотят перераспределить свой капитал между проектами и видами активов. В таком случае в момент размещения акций на бирже или в течение некоторого времени после этого они продают часть своего пакета акций и полученные средства направляют на другие собственные нужды. Также многие компании создают мотивационные программы на основе своих акций, что выделяет их среди других работодателей и помогает привлекать квалифицированных и перспективных сотрудников. - снижение долговой нагрузки
Часть средств, полученных от размещения акций, часто используется для погашения существующих кредитов или обязательств. Это позволяет улучшить финансовое состояние компании и снизить риски для инвесторов и партнеров.
Почему стоит выходить на IPO на Московской бирже?
- Мосбиржа — центр ликвидности российского финансового рынка
Московская биржа — крупнейшая среди российских бирж. Участниками торгов являются все крупнейшие брокеры и банки. Сейчас торги на фондовом рынке длятся 17 часов 7 дней в неделю, что помогает охватывать инвесторов со всех концов страны — от Калининграда до Дальнего Востока; - Поддержка компаний на всех этапах выхода на рынок — до, во время и после IPO
Компания не только получает консультационную помощь по подготовке к выходу на рынок, но может пройти бесплатное обучение в Академии для эмитентов MOEX; - IPO — это публичность и прозрачность, которые дают компании особый статус
Вместе с Московской биржей компания сможет построить понятную и управляемую цифровую публичную историю.
Каким требованиям нужно соответствовать, чтобы выйти на IPO?
Покупать акции или нет, решают в итоге сами инвесторы. Именно от того, как они оценивают бизнес компании, формируется ее рыночная стоимость. Поэтому рассматривать IPO стоит глазами инвесторов. Опыт показывает, что для успешного размещения важны несколько ключевых условий:
- понятная и убедительная история компании, которая объясняет, зачем в нее инвестировать;
- сильная команда менеджеров, способная реализовать заявленные планы;
- справедливая цена акций, чтобы у инвестора был стимул вложиться;
- готовность компании работать открыто и соблюдать правила публичного рынка.
Но есть и нормативные требования к компаниям, выходящим на IPO:
- наличие финансовой отчетности
Выход на рынок происходит на основании проспекта ценных бумаг, в котором раскрываются ключевые сведения о компании, ее финансовых показателях и рисках, условиях размещения акций. В проспект включается финансовая отчетность по МСФО; - статус публичного акционерного общества (ПАО)
Компания должна привести в соответствие юридическую форму компании — из ООО или АО стать ПАО. Будущий эмитент также должен обеспечить соблюдение правил корпоративного управления, в частности:
- иметь совет директоров (для допуска в котировальные списки — с независимыми директорами), - наладить функцию коммуникации с рынком (investor relations), - внимательно выбирать своего аудитора (должен быть из списка Банка России).
Подробнее о требованиях Мосбиржи к будущим эмитентам можно прочитать в IPO-Гиде Московской биржи и Стандартах сделки IPO
Как подготовиться к IPO?
Качественная организация первичного публичного размещения акций (IPO) играет ключевую роль в успехе сделки и формировании доверия инвесторов. Один из первых этапов в этом процессе — оценка степени готовности компании к IPO. Экспресс-опрос поможет получить представление о ее уровне.
Обычно подготовка к хорошей сделке длится до двух лет. Компания должна стать прозрачной и понятной для рынка, а также подготовиться к требованиям биржи и инвесторов. За это время будущий эмитент:
- проводит аудит и формирует финансовую отчетность по МСФО;
- выстраивает систему корпоративного управления с участием независимых директоров и комитетов;
- утверждает внутренние документы, включая устав публичного общества и дивидендную политику;
- разрабатывает стратегию развития и финансовую модель бизнеса;
- готовит маркетинговую стратегию для привлечения инвесторов.
Московская биржа подготовила IPO-гид для компаний, планирующих выйти на биржу. Это полное руководство эмитента от идеи до непосредственно торгов на бирже, которое точно будет полезно тем, кто задумывается о публичности.
Топ-5 ошибок компаний при выходе на IPO
Московская биржа отмечает пять основных ошибок, которые могут совершать компании, планирующие выходить на биржу:
Ошибка 1: Неправильное временное окно. Размещение в слабый сезон или в условиях повышенной рыночной волатильности создает риски на стороне спроса и оценки, равно как предпосылки для слабой динамики котировок после IPO.
Ошибка 2: Завышенный или заниженный ценовой диапазон. Слишком высокая или низкая оценка компании в сделке провоцирует резкий и неконтролируемый пересмотр котировок сразу после размещения.
Ошибка 3: Доминирование розничных инвесторов в книге заявок. Несмотря на часто доминирующую роль розничных инвесторов в формировании книги заявок в IPO и их меньшую чувствительность к цене, фокус при первичном размещении должен быть сделан на обратной связи от крупных институциональных инвесторов (opinion leaders), поскольку именно они позволяют валидировать ценовой диапазон при размещении акций.
Ошибка 4: Неправильная коммуникации с рынком до и после IPO. Невыполнение данных в IPO обещаний в части роста бизнеса или выплаты дивидендов подрывает доверие к бизнес-модели и менеджменту компании и может оказывать негативное влияние на динамику котировок далеко за пределами слабого отчетного периода.
Ошибка 5: Ошибки аллокации. Грамотная аллокация должна быть прозрачной и обеспечивать равный подход ко всем инвесторам. Не стоит допускать чрезмерной концентрации акций в одних руках.
Как происходит IPO?
Этап 1. Выбор организатора размещения
Один из первых этапов планирования IPO — это выбор инвестиционного банка, который готовит компанию к выходу на рынок. Опытный организатор значительно увеличивает шансы на успешное IPO, выполняя комплекс задач: от подготовки проспекта эмиссии до формирования инвестиционной истории, включая детальный анализ бизнеса, его сильных сторон и ключевых рисков.
Этап 2. Road Show
Одновременно создается инвестиционный меморандум для инвесторов и проводится Road Show — серия встреч менеджмента компании с потенциальными инвесторами: крупными частными инвесторами, фондами, институциональными инвесторами. Цель — вызвать интерес и сформировать спрос на акции. Во время Road Show организатор собирает предварительные заявки на покупку акций, на их основе определяются финальная цена акций, общий объем выпуска и состав крупных инвесторов.
Этап 3. Заветный колокольчик
После утверждения всех документов и определения цены акции выходят на биржу.
Установление цены размещения и завершение расчетов с инвесторами по сделке сопровождается официальной церемонией начала торгов на Московской бирже и символическим ударом в биржевой колокол.